суббота, 29 апреля 2017 г.

Cетевой проект как игрофицированная система для старших школьников

Наши дети - активные геймеры. К девятому класссу, а тем более к одиннадцатому, за плечами школьника годы, проведённые за аркадами, шутерами, адвенчурами и гонками. Дети по мнению Джейн Макгонигал, получают в компьютерных играх новые игровые профессии. Как можно учесть игровой опыт старшеклассников (9-11 класс) при разработке учебного сетевого проекта? Как влияет игровая предрасположенность действовать определённым образом на требования к УСП?

Это типология игроков Ричарда Бартла. Узнала я о ней в курсе Игрофикация, который проводится на платформе stepic.org с 16 мая 2016 г. по 11 июня 2016 г. 

Опишу как, по- моему мнению, каждый игровой тип будет вести себя в учебном сетевом проекте. Даже если я не во всём права, идея рассматривать учебный сетевой проект как игрофицированную систему, мне кажется очень перспективной. 

Тип 1 - Киллеры. Стремятся оказывать воздействие на других участников. Ученики с таким характером стараются всячески «подначивать», «задирать» других участников, любят соревноваться и занимать первые места. Они ценят навык, влияние, доминирование. Они обожают соревнования, турниры в режиме реального времени и рейтинги, ненавидят рутину, по натуре одиночки. Их раздражают энциклопедии, обучалки. Они будут счастливы, если вы за опыт прошлых УСП доверите им модерировать форум или группу в социальной сети. Автору УСП очень повезёт, если в проекте будет участвовать хоть один "Киллер". Он "вытащит" из вашего замысла всё, что есть и запросит новые возможности, о которых вы даже не подозревали. Если у вас есть анкеты обратной связи, то именно Киллеры напишут вам все упущенные возможности для повышения качества вашего УСП. Есть мнение (И. Нефедьев), что на киллеров-то наша система не заточена. Соревнований непосредственно с людьми (олимпиады, спорт) в школе сравнительно мало. Больше гораздо возможностей воздействовать на "игровой мир" - то, чем занимаются карьеристы.

Тип 2 - Исследователи . Стремятся узнать максимум информации о теме УСП, изучают все страницы сайта УСП, все предложенные "полезные ссылки" и результаты работы других команд. Получает знания из разных источников, обладает очень широким кругозором. Для таких участников важно наличие вызова для ума и многообразие содержательного, научного, достоверного контента. Они ориентированы на знание, на изучение приёмов работы с интернет-сервисами, методы учебного исследования и возможности развития проекта. Исследователи не любят рейтинги. Исследователи пишут содержательные комментарии, т.к. считают это своим долгом smile.gif Они оценят "Пасхальные яйца" в УСП (сюрпризы для внимательных игроков). Они могут сами генерировать контент для УСП не хуже, а иногда и лучше Автора. Важно быть готовым к такому сотрудничеству и поощрять его. 

Тип 3 - Карьеристы. Стремятся заработать максимум "плюшек" за своё участие, собрать все возможные награды, показывающие его статус и знания. Именно они ценят значки, байджики, баллы и призы. Они охотно взаимодействую только с тем, кто помогает поднять повысить личные накопления (любых наград, ресурсов), т.е. с другими Карьеристами. Ученики типа Карьеристы очень аккуратно ведут своё портфолио, заботливо складывают туда сертификаты, дипломы и сотрудничают с теми, кто разделяет эти цели. Социализаторов Карьеристы используют как источник информации. Продвинутых Исследователей Карьеристы используют для решения своих задач. Киллеров Карьеристы недолюбливают, т.к. они будут "задираться" - напасть для демонстрации своего превосходства, а это отвлекает от решения текущих задач.

Тип 4 - Социализаторы. Стремятся завести разговоры с другими участниками из других команд, стараются узнать о них больше и получают удовольствие от общения. УСП для многих из них – не больше, чем тема для общения. Это коммуникабельные, всегда готовые поболтать, ученики. Они любят общение, отношения, популярность. Они любят выделиться. Для них обязательно нужны конкурсы, чаты, флешмобы, форумы. Они будут рады, если проект будет проходить в социальных сетях. Они оценят возможность задать вопрос ведущему. Вам повезёт, если к вам "придут" Социализаторы. Они вдохнут в проект жизнь, сделают ему рекламу. Вы получите кучу лайков, они создадут ощущение, что вы создали самый лучший в мире УСП smile.gif

Чтобы лучше понять игровые роли, посмотрите схему ниже.

Она взята из модуля по Мотивации в курсе Игрофикация (stepic.org)

Думаю, что эта классификация важна для УСП для учеников старших классов.
Каких участников придёт в УСП больше, мы не знаем. Может быть 100% - исследователей. 
Может быть дети, не играющие в компьютерные игры, вообще не овладели игровыми профессиями! 
Многие по ошибке думают, что компьютерные игры - это вселенское зло. А ведь это Школа, где дети овладевают новыми, неведомыми для нас, цифровых эмигрантов профессиями smile.gif

Осмысление этой типологии поможет, на мой взгляд, Автору избежать "перекосов" в планировании УСП!
1) Сделав УСП дружелюбным к Карьеристам, и используя в плане формирующего оценивания только таблицу продвижения (рейтинга), вы, тем самым, побуждаете участников тратить всё свое время в поисках наилучшей тактики для улучшения своего рейтинга, и присутствие других участников станет никому не нужным. В результате получаем гонку за сертификатами. 
2) Если главным в УСП - это учебное исследование, то это добавляет проекту глубины и интереса, но лишает жизни. Впечатляющие индивидуальные исследования делают ненужной большое число игроков. В результате получаем локальный проект.
3) Вы хотите сделать УСП привлекательным к Социализаторам? Добавили побольше чатов, форумов и социальных сетей? Попрощайтесь с учебной работой и работой вообще. Чат будет работать 24 часа в сутки, а работа остановится.
4) Сделать акцент на киллерах сложнее, поскольку они паразитируют на трех остальных типах участников. На кого же им нападать? 

Вопрос качественного УСП - это вопрос баланса.
Выходом может стать разработка УСП, ориентированного на все 4 типа участников. Кроме того, Автору важно иметь несколько запасных заданий, которые можно вводить для регулирования работы в проекте. 

Всё это, конечно, имеет значение, если в проекте участвуют дети, а не учителя sad.gif 
Именно в УСП для 9-11 классов ученики могут участвовать в учебное время, но без учителя. 
Поэтому важно понять: каким должен быть УСП для старшеклассников?

Материалы по теме:
Роли учеников в УСП
От серьёзности к игре
Кому нужно дистанционное обучение: учителю или ученику, а может быть администрации школы?
Геймификация дистанционного обучения
Игровые технологии в образовании
Подводим итоги и ищем пути улучшения тренинга Педагогические секреты учебных ситуаций (осмысление игрофикации тренинга)

При подготовке адаптированной классификации, использовала статью Психотипы Бартла и балансировка аудитории
Информация по стилям взаимоотношениям между участниками разных типов взята из материалов курса Игрофикация (stepic.org).

Комментариев нет:

Отправить комментарий